Диалогическое общение подростков и взрослых | Центр психологического развития личности Спектрум

наши телефоны:
+7 (495) 532-78-84
+7 (968) 960-22-45
e-mail: mail@spectroom-center.ru
адрес: г. Москва, Воронцовские Пруды, д.3

Диалогическое общение подростков и взрослых

Июнь 15, 2015
Off

Диалог взрослого и подростка: факторы диалогического общения.

Условия жизни современного общества характеризуются стремительным темпом развития знаний, обуславливающим высокую вероятность неоднократных изменений когнитивных парадигм за период 3-х десятилетий, т.е. за период активной творческой деятельности одного поколения. В этих условиях для успешного решения задач образования, воспитания и развития личности недостаточно передать человеку готовую сумму знаний – необходимо научить его самостоятельно добывать эти знания.

В связи с этим актуальной темой современности становится диалог. Один из аспектов проблемы диалога – в современном образовании, в частности, во взаимодействии учащихся с взрослым. Ценность диалогической стратегии заключается в том, что она способна научить человека созидать, раскрыть в нем потенциалы творческой деятельности и тем самым обеспечить ему успех в жизни, а также развить учебную мотивацию. В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотрение психологических аспектов диалога, осуществляемого в ходе взаимодействия подростка и взрослого, причем как учителя, так и психолога, и родителя. Взрослому необходимо входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет без предрассудков, без оценок.

Данный метод организации воспитательного взаимодействия важен именно для подросткового возраста, т.к. этот период характеризуется крайне негативными реакциями на директивные, авторитарные формы общения.

Мы провели исследование факторов, способствующих построению эффективного диалога взрослого и подростка, а также негативных факторов, препятствующих диалогическому общению.

В нашем опросе приняли участие учащиеся 6-10 классов частной школы «Кладезь» г. Москвы. В рамках исследования был проведен опрос методом полуструктурированного интервью. Длительность беседы составляла 15-30 минут. Все ответы конспектировались и затем расшифровывались. Из данных ответов была составлена анкета – список позитивных и негативных факторов, которые испытуемые должны были проранжировать в порядке значимости для себя.

Результаты исследования представлены в виде диаграмм. Выявлены наиболее значимые для подростков факторы, которые способствуют диалогическому общению.

Диаграмма 1.

Общение с подростакми - Диаграмма 1

Также выявлены факторы, препятствующие построению диалога подростка со взрослым.

Диаграмма 2.

Общение с подростакми - Диаграмма 2

Итак, мы можем сделать вывод о том, что, по мнению подростков, для диалогического общения важнее всего взаимопонимание и стремление обеих сторон понять друг друга. Также важны личностные характеристики взрослого, такие, как адекватность, эмпатичность, открытость, доброта. И, наконец, общие интересы с человеком также способствуют построению диалога.

Наиболее препятствующие диалогу факторы, по мнению испытуемых – грубость взрослого, несправедливые обвинения, а также негативная оценка взрослым подростка, критика.

Данные нашего исследования в силу небольшой выборки (28 подростков) не претендуют на окончательность выводов. Это лишь начало более масштабного исследования проблемы диалога подростка и значимого для него взрослого.

Автор: Анна Максимова
психолог — специалист нашего центра

Читать другие статьи Анны Максимовой:
«Общение в семьях с подростками»
«Аспекты ценностных ориентиров»

 

 

Перейти к списку статей

Перейти на главную

Написать сообщение

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Сообщение